ГОУ ДПО ВОЛГОГРАДСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
Котельниковский муниципальный район
ТЕМА:
Формирование позитивного имиджа ОУ
Выполнила:
Директор МОУ «Генераловская средняя
общеобразовательная школа» Котельниковского муниципального района Волгоградской области
Катаева Ирина Леонидовна
Котельниково, 2010
Содержание:
- Актуальность проблемы.
- Цель и задачи проекта.
- План основных действий.
- Ресурсное обеспечение реализации проекта.
- Управление реализацией проекта.
- Ожидаемые результаты осуществления проекта.
- Риски проекта.
- Актуальность проблемы
«Школа не должна отставать от жизни,
а сегодня жизнь немного впереди»
Имидж школы мы понимаем как эмоционально окрашенный образ учебного заведения, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума. Имидж во многом зависит от того, какие ценности пропагандируются в обществе в определенный период времени. В условиях быстро меняющегося и развивающегося общества, его потребностей важным показателем в пользу формирования благоприятного имиджа образовательного учреждения будет служить степень соответствия его миссии, целей и задач требованиям социума. Инновационные процессы в Российском образовании призваны гармонизировать отношения в образовательном пространстве, привести ее результаты в соответствии с требованиями общества и индивидуальными потребностями человека, решить проблемы формирования социально полезной и успешной личности. Образовательная политика, комплексный проект модернизации образования, новая система оплаты труда и президентская инициатива «Наша новая школа», должны обеспечить переход к инновационной экономике.
Школа – это открытая, взаимодействующая со многими социальными институтами социально-педагогическая система, о которой все чаще говорят как о сфере услуг, употребляя такие понятия, как конкурентоспособность, сегмент рынка, образовательная услуга, реклама. Как известно, в России 65,4% общеобразовательных школ расположены в сельской местности. От состояния их работы в значительной степени зависит решение социально- экономических, социально-культурных, демографических проблем в сельском социуме. В данном случае особую ценность представляет образование, декларируемое как часть общенациональной культуры, способствующее формированию целостной социальной личности, готовой жить и работать в демократическом обществе. К сожалению, такие нововведения как «оптимизация» и «реструктуризация» сельских школ, приводит к их закрытию из-за несоответствия современным требованиям. Иными словами, образовательная политика в сельских школах «хромает на обе ноги».
Анализ образовательной политики, основанный на результатах многолетних социально-педагогических исследований в области образования на селе, позволяет утверждать: при сохранении нынешней образовательной политики на селе трудно решить поставленную президентом страны задачу. А значит, сельским школам пришла пора менять приоритеты и учиться жить в ногу со временем.
Девяностые годы были, пожалуй, самыми тяжелыми для нашей сельской школы. Здание не ремонтировалось, ветшало оборудование, не обновлялись мебель и технические средства обучения, да и постоянные задержки заработной платы не придавали оптимизма учителям. Чтобы как - то выжить, школе часто приходилось просить о помощи. Настроение уныния передавалось детям, а через них и родителям. Не все жители хутора с пониманием относились к положению школы в то время, ведь трудно было всем. Так резко возросла озабоченность учебных заведений, тем, как они воспринимаются общественностью. Данная тенденция дала толчок к активной работе над формированием имиджа сельской школы (ИШ).
Устойчивый позитивный имидж сельской школы (ИШ) сегодня можно рассматривать как важный современный компонент методического продукта школы и как дополнительный ресурс управления, ресурс развития образовательного учреждения. Маркетинговый аспект методической службы школы является одним из направлений оптимизации методической работы образовательного учреждения. Проблема создания имиджа в сельской школе обозначилась в 90-е годы, однако сейчас находится на начальном этапе изучения, т.к. мало проводится социологических и маркетинговых исследований, отсутствуют PR-технологии процесса создания имиджа ОУ, концепций фирменного стиля, нет эмпирической базы, слабо рассматриваются вопросы, связанные с деловой репутацией, брендом ОУ и т.д. Таким образом, выбранная мной тема, становится актуальной и практически необходимой в условиях конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг.
- Цель и задачи проекта.
Цель:
смоделировать механизм формирования позитивного имиджа сельской школы
Задачи:
- создать модель образа идеальной сельской школы и соотнести «реальный» и «идеальный» образы сельской школы;
- определить условия и средства формирования имиджа ОУ, разработать и апробировать механизм его реализации;
- спланировать мониторинг реализации проекта, определить его эффективность и риски.
- План основных действий
В реализации проекта следует выделить следующие этапы.
I этап - этап разработки нового имиджа школы. На данном этапе предполагается осуществить выявление у социальных групп, заинтересованных в предоставлении образовательных услуг, сложившихся представлений о школе, актуальных предпочтений и ожиданий, а также
конструирование модели нового позитивного ИШ и разработку стратегии его формирования.
II этап – этап апробации механизма реализации разработанного проекта ИШ. На этом этапе предполагается осуществление комплекса мероприятий по различным направлениям, нацеленного на изменение сложившегося образа ОУ, придание ему нового позитивного имиджа.
III этап – этап мониторинга процесса реализации проекта и анализ полученных результатов. На данном этапе предполагается проверка эффективности осуществленных мероприятий с последующей корректировкой деятельности ОУ по формированию позитивного ИШ.
План мероприятий
Мероприятия | Сроки | Ответственные |
I этап | ||
1. Социологические исследования по проблеме имиджа ОУ (анкетирование старшеклассников, родителей обучающихся, выпускников школы) | август | педагог-психолог |
2. Педсовет «Необходимость формирования нового имиджа ОУ в современных условиях» | август | директор |
3. Встреча за круглым столом Управляющего совета и педколлектива ОУ | сентябрь | председатель Управляющего совета ОУ |
4. Работа творческой группы по разработке примерного плана мероприятий на текущий учебный год | сентябрь | творческая группа |
5. Утверждение разработанного плана Управляющим советом ОУ | октябрь | Управляющий совет |
II этап (примерный комплекс мероприятий и задач) | ||
Модернизация материально-технической базы для создания безопасной, здоровьесберегающей и комфортной среды в ОУ
| ||
1.Обновление оформления ОУ (смена дизайна школьных помещений) | в течение года | Зам. по ВР и УВР Зав. Кабинетами, завхоз |
2.Ремонт спортзала, оборудование душевых | октябрь | завхоз |
3.Модернизация санитарно-технического оборудования в ОУ | ноябрь | завхоз |
4. Оборудование медкабинета | апрель | завхоз |
5. Модернизация отопительной системы | май – июнь | завхоз |
6.Обустройство комнаты психологической разгрузки |
| педагог-психолог |
7.Обновление экспозиции школьного музея |
| учитель истории |
Учебно-воспитательный процесс ориентирован на повышение качества образования и уровня воспитанности обучающихся
| ||
1.Мониторинг качества образования и преподавания предметов | ежемесячно | зам. по УВР |
2.Индтвидуальная работа с отстающими и одаренными детьми | в течение года | учителя-предметники, классные руководители |
3.Предоставление бесплатных дополнительных образовательных услуг за счет вариативной части учебного плана по запросу обучающихся и их родителей | в течение года | учителя-предметники |
4. Обеспечить возможность выбора различных форм обучения в ОУ | в начале учебного года | зам. по УВР |
5.Увеличить количество кружков и секций в ОУ за счет партнерских отношений с учреждениями района (ЦДТ, ДЮСШ, ФОК) | в начале учебного года | зам. по ВР |
6.Активизация работы детской организации в ОУ | в течение года | зам. по ВР |
7.Отход от традиционных способов организации учебно-воспитательного процесса к инновационным образовательным технологиям | в течение года | зам. по УВР |
Психологический климат в ОУ
| ||
1.Повышение педагогической культуры педагогов и техперсонала ОУ | в течение года | директор, председатель ПК |
2.Поддержка сложившихся в ОУ традиций | в течение года | директор, председатель ПК |
3.Стимулирование лучших педагогов и работников ОУ | в течение года | директор, председатель ПК, Управляющий совет |
4.Проведение психологических тренингов с педагогами, обучающимися и их родителями | раз в четверть | педагог-психолог |
5.Организация школьной службы доверия | в течение года | педагог-психолог |
PR-мероприятия
| ||
1.Проведение дней открытых дверей | октябрь, май | Управляющий совет |
2.Обновление сайта и портала ОУ | еженедельно | учитель информатики |
3.Публикации материалов о жизни ОУ в СМИ | в течение года | зам. по ВР |
4.Выпуск школьной газеты и распространение ее в социуме | один раз в четверть | зам. по ВР, вожатая |
5.Выезд школьной агитбригады в соседние школы | апрель | зам. по ВР, вожатая |
III этап
| ||
1.Анкетирование участников учебно-воспитательного процесса | май | педагог-психолог |
2.Анализ результатов деятельности ОУ за год | июнь | администрация ОУ |
3.Мониторинг численности обучающихся за последний год | август | зам. по УВР |
4. Оформление портфолио достижений ОУ за прошедший год | в течение года | администрация ОУ |
5. Встреча за круглым столом Управляющего совета и педколлектива ОУ | август | Председатель Управляющего совета |
6.Издание приказа директора ОУ по результатам реализации проекта | август | директор |
4. Ресурсное обеспечение реализации проекта.
Для того, чтобы та или иная школа стала более привлекательной, приобрела свой неповторимый образ, необходимы:
- общая заинтересованность всех участников учебно-воспитательного процесса в реализации проекта формирования нового ИШ;
- четкое определение приоритетов, свое видение будущего, сформулированное в миссии школы;
- особая система ценностей, обычаев, традиций, стилей поведения, именуемая школьной культурой;
- разнообразные и качественные образовательные услуги;
- оригинальная система воспитательной работы, наличие и функционирование детских и юношеских организаций, обеспечивающие развитие творческих способностей, совершенствование психических функций и уровня воспитанности учащихся, формирование здорового образа жизни;
- разнообразные связи с учреждениями дополнительного образования;
- эффективная система работы с родителями обучающихся и различными социальными институтами;
- достаточное количество ресурсов материальных, кадровых и т.п.
Ресурсы ОУ:
1.Материально-техническая база ОУ: учебные кабинеты оснащены новой учебной мебелью, компьютерной техникой, наглядными пособиями, медиатекой в среднем на 90%; имеются актовый, спортивный и тренажерный залы; мультимедийный кабинет по немецкому языку; собственная столовая на 48 мест; школьный автобус на 22 места; трактор ДТ- 75; мед.комната; школьный музей.
2.Земельный ресурс: 81 га школьной земли, 0,5 га учебно-опытнический участок.
3.Интернет- ресурс: сайт и портал ОУ.
4.Кадровые ресурсы: школа обеспечена полностью, вакантных мест нет. Учительский состав 22 педагога, 90% из них с высшим образованием, 5чел. с высшей категорией, 7 чел.с 1 категорией, 5 чел. со 2 категорией. Средний возраст- 30 лет. Почти все учителя являются уверенными пользователями компьютера, умеют работать в сети Интернет.
5. Человеческий ресурс: 150 учащиеся, 31 чел. подвозятся из соседних сел, 91% составляют дети из малообеспеченных семей.
6.Финансовые ресурсы: бюджетные денежные средства и внебюджетные.
Потенциал ОУ:
Сильные стороны ОУ | Слабые стороны ОУ |
1.Обеспеченно кадровыми ресурсами полностью. | 1.Низкий уровень мотивации значительной части учителей к внесению изменений в работе |
2.Сплоченность и работоспособность 1/2 коллектива | 2.Недостаточный уровень квалификации учителей для выполнения отдельных видов работ, внедрения инноваций. |
3.Наличие в школе творчески работающих учителей. | 3.Низкий общественный статус ОУ в селе |
4.Достаточно высокий авторитет школы в районе | 4.Преобладание традиционных способов организации образовательного процесса |
5.Наличие партнерских отношений с спортивными заведениями района | 5.ОУ не имеет опыта работы с фондами и организациями, осуществляющие финансирование проектов в области образования. |
6.Хорошо поставлена внеклассная работа по спорту и туризму | 6.Нет локальной сети. |
7.Школа имеет парковую зону, цветник, школьную землю. | 7.Неэффективная, устаревшая система работы с родителями |
8.Собственный транспорт для подвоза обучающихся в школу | 8.Инвариантная часть учебного плана не всегда отвечает запросам обучающихся и их родителям. |
9.Сотрудничество с социумом: ДК, сельской библиотекой, д/с «Улыбка», «Центром досуга и отдыха», ТОСАМИ. | 9.Отсутствие сотрудничества между педагогическими работниками и родителями обучающихся (60%) в обучении и воспитании детей. |
10.Достаточно прочная материально- техническая база | 10.Неэффективная система работы детской организации по развитию индивидуальных возможностей обучающихся. |
5. Управление реализацией проекта
Алгоритм формирования ИШ:
-выявление у социальных групп, заинтересованных в предоставлении образовательных услуг, сложившихся представлений о школе;
-выявление актуальных предпочтений и ожиданий данных социальных групп;
-конструирование ИШ, разработку стратегии формирования ИШ;
-непосредственное формирование ИШ;
-контроль промежуточных результатов, корректировку процесса формирования ИШ;
-мониторинг сформированного ИШ.
Структура управления реализацией проекта:
6. Ожидаемые результаты осуществления проекта
Осуществление данного проекта, приобретение ОУ нового, позитивного имиджа позволит:
- решить наиболее насущные материально-технические проблемы;
- повысить качество и количество предоставляемых ОУ образовательных услуг;
- повысить конкурентоспособность ОУ в борьбе за набор учащихся и сохранение контингента;
-сделать более доступными для ОУ финансовые, информационные, человеческие и т.д. ресурсы;
- стать ОУ, при прочих равных условиях, более привлекательным для педагогов, что, соответственно, снимет проблему обеспечения ОУ качественными кадрами;
- создаст в ОУ эффект высокого авторитета, что позволит найти расположение со стороны родительской общественности и доверия ко всему происходящему в стенах учреждения, в том числе к инновационным процессам.
7. Риски проекта
Результативность проекта зависит от ряда факторов, повлиять на которые администрация и коллектив ОУ непосредственно не может, а потому они могут быть отнесены к рискам проекта.
Во-первых, сложно обеспечить достаточную степень совпадения ожиданий всех социальных групп, задействованных в проекте, с реальными возможностями ОУ.
Во-вторых, осуществление проекта требует привлечения дополнительных ресурсов, что в условиях их современного дефицита, является проблематичным.
В-третьих, проблематичным является возможность обеспечить искреннюю заинтересованность всех участников учебно-воспитательного процесса в модернизации ОУ не только в виде пожеланий, но и конкретной деятельности.
Литература:
1. Васюков И.Л. и Волков А.Н.
Статья «Деловая репутация и имидж вуза как условие и результат качественного образования», 2004 .
2. Даниленко Л.В. Имидж учебного заведения//Справочник руководителя образовательного учреждения № 1, 2003.
3.Лазаренко И.Р. Формирование имиджа образовательного учреждения как управленческое новшество // Педагог. 2000, № 9. 5 Там же, С. 28.
4. Лернер П.С. Работа «Имидж средней школы: восприятие, ожидание», 2004.
5. Пискунов М.С. Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования // Мониторинг и стандарты в образовании. 1999. № 5, с.45
6. Пискунова Т.Н. Условия и факторы формирования позитивного имиджа общеобразовательного учреждения: Диссертация кандидата психологических наук. Москва, 1998, С.11