Обратная связь |
Муниципальное казенное образовательное учреждениеГенераловская средняя общеобразовательная школа |
|
ГОУ ДПО ВОЛГОГРАДСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ Котельниковский муниципальный район
ТЕМА:
Формирование позитивного имиджа ОУ
Выполнила:
Директор МОУ «Генераловская средняя общеобразовательная школа» Котельниковского муниципального района Волгоградской области Катаева Ирина Леонидовна
Котельниково, 2010
Содержание:
«Школа не должна отставать от жизни, а сегодня жизнь немного впереди»
Имидж школы мы понимаем как эмоционально окрашенный образ учебного заведения, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума. Имидж во многом зависит от того, какие ценности пропагандируются в обществе в определенный период времени. В условиях быстро меняющегося и развивающегося общества, его потребностей важным показателем в пользу формирования благоприятного имиджа образовательного учреждения будет служить степень соответствия его миссии, целей и задач требованиям социума. Инновационные процессы в Российском образовании призваны гармонизировать отношения в образовательном пространстве, привести ее результаты в соответствии с требованиями общества и индивидуальными потребностями человека, решить проблемы формирования социально полезной и успешной личности. Образовательная политика, комплексный проект модернизации образования, новая система оплаты труда и президентская инициатива «Наша новая школа», должны обеспечить переход к инновационной экономике. Школа – это открытая, взаимодействующая со многими социальными институтами социально-педагогическая система, о которой все чаще говорят как о сфере услуг, употребляя такие понятия, как конкурентоспособность, сегмент рынка, образовательная услуга, реклама. Как известно, в России 65,4% общеобразовательных школ расположены в сельской местности. От состояния их работы в значительной степени зависит решение социально- экономических, социально-культурных, демографических проблем в сельском социуме. В данном случае особую ценность представляет образование, декларируемое как часть общенациональной культуры, способствующее формированию целостной социальной личности, готовой жить и работать в демократическом обществе. К сожалению, такие нововведения как «оптимизация» и «реструктуризация» сельских школ, приводит к их закрытию из-за несоответствия современным требованиям. Иными словами, образовательная политика в сельских школах «хромает на обе ноги». Анализ образовательной политики, основанный на результатах многолетних социально-педагогических исследований в области образования на селе, позволяет утверждать: при сохранении нынешней образовательной политики на селе трудно решить поставленную президентом страны задачу. А значит, сельским школам пришла пора менять приоритеты и учиться жить в ногу со временем. Девяностые годы были, пожалуй, самыми тяжелыми для нашей сельской школы. Здание не ремонтировалось, ветшало оборудование, не обновлялись мебель и технические средства обучения, да и постоянные задержки заработной платы не придавали оптимизма учителям. Чтобы как - то выжить, школе часто приходилось просить о помощи. Настроение уныния передавалось детям, а через них и родителям. Не все жители хутора с пониманием относились к положению школы в то время, ведь трудно было всем. Так резко возросла озабоченность учебных заведений, тем, как они воспринимаются общественностью. Данная тенденция дала толчок к активной работе над формированием имиджа сельской школы (ИШ). Устойчивый позитивный имидж сельской школы (ИШ) сегодня можно рассматривать как важный современный компонент методического продукта школы и как дополнительный ресурс управления, ресурс развития образовательного учреждения. Маркетинговый аспект методической службы школы является одним из направлений оптимизации методической работы образовательного учреждения. Проблема создания имиджа в сельской школе обозначилась в 90-е годы, однако сейчас находится на начальном этапе изучения, т.к. мало проводится социологических и маркетинговых исследований, отсутствуют PR-технологии процесса создания имиджа ОУ, концепций фирменного стиля, нет эмпирической базы, слабо рассматриваются вопросы, связанные с деловой репутацией, брендом ОУ и т.д. Таким образом, выбранная мной тема, становится актуальной и практически необходимой в условиях конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг.
Цель: смоделировать механизм формирования позитивного имиджа сельской школы
Задачи: - создать модель образа идеальной сельской школы и соотнести «реальный» и «идеальный» образы сельской школы; - определить условия и средства формирования имиджа ОУ, разработать и апробировать механизм его реализации; - спланировать мониторинг реализации проекта, определить его эффективность и риски.
В реализации проекта следует выделить следующие этапы.
I этап - этап разработки нового имиджа школы. На данном этапе предполагается осуществить выявление у социальных групп, заинтересованных в предоставлении образовательных услуг, сложившихся представлений о школе, актуальных предпочтений и ожиданий, а также конструирование модели нового позитивного ИШ и разработку стратегии его формирования.
II этап – этап апробации механизма реализации разработанного проекта ИШ. На этом этапе предполагается осуществление комплекса мероприятий по различным направлениям, нацеленного на изменение сложившегося образа ОУ, придание ему нового позитивного имиджа.
III этап – этап мониторинга процесса реализации проекта и анализ полученных результатов. На данном этапе предполагается проверка эффективности осуществленных мероприятий с последующей корректировкой деятельности ОУ по формированию позитивного ИШ.
План мероприятий
4. Ресурсное обеспечение реализации проекта.
Для того, чтобы та или иная школа стала более привлекательной, приобрела свой неповторимый образ, необходимы: - общая заинтересованность всех участников учебно-воспитательного процесса в реализации проекта формирования нового ИШ; - четкое определение приоритетов, свое видение будущего, сформулированное в миссии школы; - особая система ценностей, обычаев, традиций, стилей поведения, именуемая школьной культурой; - разнообразные и качественные образовательные услуги; - оригинальная система воспитательной работы, наличие и функционирование детских и юношеских организаций, обеспечивающие развитие творческих способностей, совершенствование психических функций и уровня воспитанности учащихся, формирование здорового образа жизни; - разнообразные связи с учреждениями дополнительного образования; - эффективная система работы с родителями обучающихся и различными социальными институтами; - достаточное количество ресурсов материальных, кадровых и т.п.
Ресурсы ОУ: 1.Материально-техническая база ОУ: учебные кабинеты оснащены новой учебной мебелью, компьютерной техникой, наглядными пособиями, медиатекой в среднем на 90%; имеются актовый, спортивный и тренажерный залы; мультимедийный кабинет по немецкому языку; собственная столовая на 48 мест; школьный автобус на 22 места; трактор ДТ- 75; мед.комната; школьный музей. 2.Земельный ресурс: 81 га школьной земли, 0,5 га учебно-опытнический участок. 3.Интернет- ресурс: сайт и портал ОУ. 4.Кадровые ресурсы: школа обеспечена полностью, вакантных мест нет. Учительский состав 22 педагога, 90% из них с высшим образованием, 5чел. с высшей категорией, 7 чел.с 1 категорией, 5 чел. со 2 категорией. Средний возраст- 30 лет. Почти все учителя являются уверенными пользователями компьютера, умеют работать в сети Интернет. 5. Человеческий ресурс: 150 учащиеся, 31 чел. подвозятся из соседних сел, 91% составляют дети из малообеспеченных семей. 6.Финансовые ресурсы: бюджетные денежные средства и внебюджетные.
Потенциал ОУ:
5. Управление реализацией проекта
Алгоритм формирования ИШ:
-выявление у социальных групп, заинтересованных в предоставлении образовательных услуг, сложившихся представлений о школе; -выявление актуальных предпочтений и ожиданий данных социальных групп; -конструирование ИШ, разработку стратегии формирования ИШ; -непосредственное формирование ИШ; -контроль промежуточных результатов, корректировку процесса формирования ИШ; -мониторинг сформированного ИШ.
Структура управления реализацией проекта:
6. Ожидаемые результаты осуществления проекта
Осуществление данного проекта, приобретение ОУ нового, позитивного имиджа позволит: - решить наиболее насущные материально-технические проблемы; - повысить качество и количество предоставляемых ОУ образовательных услуг; - повысить конкурентоспособность ОУ в борьбе за набор учащихся и сохранение контингента; -сделать более доступными для ОУ финансовые, информационные, человеческие и т.д. ресурсы; - стать ОУ, при прочих равных условиях, более привлекательным для педагогов, что, соответственно, снимет проблему обеспечения ОУ качественными кадрами; - создаст в ОУ эффект высокого авторитета, что позволит найти расположение со стороны родительской общественности и доверия ко всему происходящему в стенах учреждения, в том числе к инновационным процессам.
7. Риски проекта
Результативность проекта зависит от ряда факторов, повлиять на которые администрация и коллектив ОУ непосредственно не может, а потому они могут быть отнесены к рискам проекта. Во-первых, сложно обеспечить достаточную степень совпадения ожиданий всех социальных групп, задействованных в проекте, с реальными возможностями ОУ. Во-вторых, осуществление проекта требует привлечения дополнительных ресурсов, что в условиях их современного дефицита, является проблематичным. В-третьих, проблематичным является возможность обеспечить искреннюю заинтересованность всех участников учебно-воспитательного процесса в модернизации ОУ не только в виде пожеланий, но и конкретной деятельности.
Литература:
1. Васюков И.Л. и Волков А.Н. Статья «Деловая репутация и имидж вуза как условие и результат качественного образования», 2004 .
2. Даниленко Л.В. Имидж учебного заведения//Справочник руководителя образовательного учреждения № 1, 2003.
3.Лазаренко И.Р. Формирование имиджа образовательного учреждения как управленческое новшество // Педагог. 2000, № 9. 5 Там же, С. 28.
4. Лернер П.С. Работа «Имидж средней школы: восприятие, ожидание», 2004.
5. Пискунов М.С. Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования // Мониторинг и стандарты в образовании. 1999. № 5, с.45
6. Пискунова Т.Н. Условия и факторы формирования позитивного имиджа общеобразовательного учреждения: Диссертация кандидата психологических наук. Москва, 1998, С.11
|
© Genscool27 |